BILL OF MORTALITY

Объявление


Джекфорт. 1879 год
Острова Олдбрит (альтернативная викторианская Англия).

Магия, церковь, монстры, эпидемия. Добро пожаловать.

Elijah Smith   Lizzie Stonehand   Justice Temple
Пять вечеров Пять вечеров
Пост недели Пост недели
Итоги недели Итоги недели
Специальные предложения Специальные предложения

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » BILL OF MORTALITY » Недобрая старая Англия © » Культ смерти и траура


Культ смерти и траура

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Истоки. Продолжительность траура

Похороны

Траурная мода

0

2

Викторианский культ смерти и траура

http://excitermag.net/wp-content/uploads/2013/04/morbid-victorian-postmortem-01.jpg

Викторианский культ смерти или культ траура — психо-социальный феномен викторианской эпохи, выражавшийся в повышенном внимании к теме смерти и моде на мрачную траурную атрибутику. Викторианский культ смерти нашёл отражение в моде, искусстве, литературе, а также в архитектурном планировании того времени.

Истоки явления
Интерес к смерти как таковой свойственен большинству человеческих культур и эпох, и в каждой находит своё уникальное выражение. Тематика смерти в христианской её интерпретации на протяжении многих веков оставалась ярко выраженной в европейской культуре, о чем свидетельствует, например, оформившаяся в Позднем Средневековье иконография смерти; а потому многое из того, что было характерно для викторианского траурного культа, оформилось в более ранние эпохи и было затем заимствовано из них.
В Европе повышенный интерес к смерти наблюдался в конце Средневековья, во время и после великой эпидемии чумы, когда зародился специфический жанр под названием «пляска смерти», затем в XVI—XVII веках, найдя воплощение в жанре ванитас (натюрморт, смысловым центром композиции которого выступает человеческий череп).
Жизнеутверждающая философия галантного XVIII века, таким образом, резко контрастирует по своим ценностным ориентациям с предшествующими эпохами: тематика смерти отходит на дальний план, уступая место культуре праздника, молодости и беспечности. Однако специфические предметы траурного культа можно встретить и в XVIII веке. Так, венгерский писатель Иштван Рат-Вег в своей книге «История человеческой глупости» отмечает следующее:
Трудно представить, что человеческий череп когда-то был предметом моды. Ненормальная мода родилась в Париже в 1751 году. Знатные дамы устанавливали череп на туалетный столик, украшали его разноцветными лентами, устанавливали в него горящую свечу и временами погружались в благоговейное созерцание. Даже у королевы был череп; по мнению многих, он принадлежал когда-то Нинон де Ланкло. Королева обращалась к черепу так: «Ма belle mignone»

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1b/Locket_V%26A.jpg/403px-Locket_V%26A.jpg
Траурный медальон с изображением надгробия-урны. Англия, 1775—1800 годы. Золотая основа, акварельный фон, композиция из волос умершего, жемчуг и опаловое стекло

Однако вторая половина XIX века в Англии характеризуется куда более выраженной увлеченностью тематикой смерти, чем предшествующие десятилетия. Культ траура становится массовым явлением в среде высшего и среднего класса и приобретает четко установленный этикетом регламент.
Основоположницей «моды на траур» стала сама королева Виктория. Ее брак был редким примром счастливого замужества, поэтому когда принц Альберт скончался от брюшного тифа, вместе с королевой скорбел весь народ. Вдовствующая королева задала высокую планку - она держала траур 40 лет, из них первые три года - полный траур. Личный пример монарших особ - великое дело, королева создала традицию, которой следовал двор и все вдовы Англии и Америки в течении долгого времени.  После смерти мужа она редко появлялась на публике и вела относительно уединённый образ жизни, почти не бывая в Лондоне. Из-за этого в народе её прозвали «виндзорская вдова».
https://ic.pics.livejournal.com/amalissimo/7017423/15289/15289_320.jpg
Королева в полном трауре

Известно, что обстановка комнаты принца сохранялась точно такой же, как и при его жизни: слуги каждый день следили за порядком в помещении и готовили вещи для умершего, так словно он в любой момент мог зайти. Кроме того, в спальне королевы стоял бюст принца Альберта, а над ним висел его большой портрет.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/63/Princess_Beatrice_mourning.jpg
Пять дочерей Виктории и Альберта: Виктория, Алиса, Елена, Луиза и Беатриса в траурных платьях рядом с бюстом их отца. 1862 год.

Продолжительность траура
Траур в викторианскую эпоху отличался своей регламентированностью и продолжительностью. В зависимости от обстоятельств, он мог продолжаться от нескольких недель до нескольких лет, при этом решение соблюдать траурные нормы в течение более длительного, чем было предписано, периода воспринималось с уважением и пониманием, в то время как сокращение необходимого срока осуждалось обществом. Пример подавала сама королева Виктория, носившая траур по мужу до конца своей жизни.
Рекомендуемая продолжительность траура зависела от степени родства с покойным, наиболее длительный траур полагался в случае смерти супруга или супруги, чуть менее долгий — в случае смерти родителя или ребенка, ещё более короткий для прочих близких родственников — братьев, сестер, бабушек и дедушек, наконец наименее продолжительный для дядей, тетей и кузенов. При этом считалось подобающим, но не обязательным, носить сравнительно непродолжительный траур по прочим близким людям, не связанным родством, например, по друзьям.

Траур разделялся на четыре периода:
первый или полный — самый строгий период; длился от четверти до половины от общей продолжительности траура. Допускалась одежда и необходимые аксессуары только чёрного цвета, у женщин предпочтительными были платья простого кроя из бомбазина с отделкой из крепа, вдовам полагалось носить чёрную вуаль.

второй — кроме крепа и бомбазина допускались другие ткани, кроме блестящего шёлка, который считался наименее пригодным для траура. Также в этот период дозволялось носить специальные траурные украшения из разнообразных материалов.
обычный — дозволялось носить чёрные и чёрно-белые одежды из любых тканей.

полутраур — в одежде добавлялись другие цвета, кроме чёрного и белого: серый, лиловый и пурпурный.

Во время полного, второго и обычного траура прекращалась светская жизнь, ограничивалось посещение любых увеселительных мероприятий или праздников, а в качестве гостей принимали только самых близких друзей. При этом при посещении дома, жильцы которого находятся в трауре, полагалось одеваться соответственно, чтобы не оскорбить память усопшего. Для мужчин требования были менее строгими, чем для женщин — они по-прежнему могли заниматься работой и политической жизнью, а требования к одежде ограничивались обычными костюмами тёмных цветов и чёрной лентой на шляпе или выше локтя.

+1

3

Похороны

http://s7.uploads.ru/cvLrV.png

Похороны в викторианской Англии были значимым социальным ритуалом, а также показателем статуса и материального положения семьи покойного. Похороны обычно осуществляли на четвертый день, чтобы исключить возможность погребения заживо (распространенная фобия викторианской эпохи), а также, чтобы успеть собрать всех родственников. Впрочем, труп мог оставаться в доме в ожидании погребения и более долгий срок — например, если малообеспеченные родственники не успевали собрать деньги на похороны или отпроситься с работы. В доме в это время полагалось: задернуть шторы и остановить часы, занавесить зеркала и перевернуть фотографии, чтобы дух покойного не вселился в них, изготовить траурные украшения для дома и аксессуары (платки, венки и т.д). 
http://s4.uploads.ru/t/BJ1xn.jpg

Многие люди из низшего класса, планируя свои расходы, старались скопить сбережения на похороны, в том числе принимая во внимание своих детей, потому что смертность была очень высокой. Они хотели быть уверенны в том, что если их дети не переживут своих родителей, то последние смогут  устроить для них подобающие похороны. В связи с этим, из-за экономии денег на погребение, многие семьи зачастую отказывали себе в самом необходимом.
Профсоюзы и общества взаимопомощи для рабочих предоставляли выплаты не только в случае болезни или увольнения, но и смерти работника или кого-то из его семьи на сумму до 12 фунтов. Похороны ребенка стоили дешевле, чем похороны взрослого, и их брались организовать специальные погребальные клубы, где бедняки могли застраховать жизнь своего ребенка. В случае смерти ребенка погребальные клубы выплачивали родителям 3—5 фунтов, когда самые скромные похороны обходились в 1 фунт. Известны случаи намеренного умерщвления или неоказания помощи больному ребенку ради получения этих денег; также жизнь ребенка можно было застраховать сразу в нескольких погребальных клубах.

Похоронная процессия в викторианском обществе была незаурядным зрелищем. Она возглавлялась пешими сопровождающими, обычно это были наемные участники. Поскольку этим людям нередко приходилось долгое время проводить на холоде, чтобы согреться, они пили джин. Зачастую это приводило к хулиганству. Сложно представить, насколько подобные действия шокировали скорбящих.

http://s5.uploads.ru/nLpaM.jpg
викторианские  похороны с плакальщиками

Первым экипажем в процессии был катафалк - черный, со стеклянными окошками и богато декорированный множеством серебряных и золотых украшений. Огромное количество черных перьев страуса покрывало катафалк сверху. Внутри находился гроб – блестящий, отполированный и фигурно украшенный, с дорогими металлическими ручками и пластиной, на которой были указано имя усопшего. Иногда гроб покрывался черным, пурпурным или темно-зеленым сукном, которое прикрепляли бронзовыми, серебряными или позолоченными гвоздями.
Весь катафалк был усыпан цветами и запряжен четырьмя, иногда шестью черными лошадьми, Головы лошадей украшались плюмажем из черных страусиных перьев.
Остальные экипажи, следующие за катафалком за опущенными шторами, были наполнены скорбящими родственниками.
Мужчины одевались в траурные костюмы с прикрепленной по этому случаю с темной повязкой вокруг тульи. Женщины были одеты в черные траурные платья, завершала костюм черная вуаль и такие же перчатки. В руках держали специальные платки для глаз с траурной каемкой и веера из перьев черного страуса с черепаховыми ручками. Ювелирные изделия  предписывалось надевать неброские.

http://sf.uploads.ru/0nmv4.jpg

Похоронное шествие должно было привлекать к себе внимание, исходя из этого продумывался маршрут от дома покойного к кладбищу.
После того как шествие покидало город, все пешие садились в экипажи, тем самым процессия  слегка ускорялась.
После прохождения кладбищенских ворот, все сопровождающие и наемные лица, снова покидали экипажи и чинно двигались впереди катaфалка:  шествие продолжалось медленно и торжественно.
Завершалась это печальная процессия у часовни в центральной части кладбища. Участвующие в скорбной церемонии степенно входили в церковь.
Гроб выносили из катафалка и устанавливали на специальном постаменте внутри.
По окончании траурной  похоронной службы, гроб  либо спускался через отверстие в полу в подземный склеп либо выносился к месту захоронения на самом кладбище.
Если траурная церемония оканчивалась не в церкви, а на кладбище, то женщины не участвовали в этом, оставляя мужчин свидетелями окончательного предания тела земле.

http://sg.uploads.ru/t/2jiW3.jpg

Поминки проводились в доме покойного, иногда после похорон, но иногда и перед похоронами, когда тело покойного еще находилось в доме. Ветчина, сидр, пиво, пироги и пирожные были обычным подношением гостям, пришедшим почтить усопшего. На поминках присутствовали не только ближайшие, но и дальние родственники. Для оповещения родственников, а так же для друзей, деловых партнеров и знакомых рассылались специальные похоронные карточки с приглашением на похороны.
Существовала и традиция похоронных траурных карточек. Они изготавливались и поставлялись владельцами похоронных бюро. Текст печатался черным с серебром на белом фоне. Иногда их украшали тиснением в виде традиционных символов скорби: перевернутый факел, плакучая ива, погребальная урна или скорбящая женщина на коленях.
Карточки клали пачкой на декоративные мемориальные подставки. Они должны были быть напоминанием об умершем; считалось, что получатель карточки обязательно вспомнит усопшего в своих. На открытке указывались имя, возраст умершего, а также дата и место захоронения.
http://sf.uploads.ru/t/8IJQj.jpg

Ниже приведены примеры того, что было включено, для организации дешевых и дорогих похорон по прейскуранту похоронных бюро:

В 1870 году за 3 фунта 5 шиллингов гробовщики предоставляли следующий пакет услуг: карету, запряженную лошадью, гроб без украшений, но с обивкой из ткани; покров для гроба; перчатки, шарфы и повязки для плакальщиков. В эту же сумму входили услуги кучера, носильщиков и немого плакальщика (его задачей было молча скорбеть над гробом). На большую сумму можно было заказать роскошную траурную процессию с катафалком и несколькими траурными каретами, запряженными черными лошадьми, дорогой гроб с украшениями, несколько плакальщиков и плакальщиц.

Похороны за 5 фунтов включали в себя: катафалк и траурную карету с одной лошадью; гроб из вяза, украшенный и покрытый черным материалом, бархат для одежды наемных участников церемонии, облачение для кучера. Похороны за 50 и более фунтов включали в себя все то же самое, только лучшего качества и в большем объеме: катафалк и несколько карет, запряженные четырьмя лошадьми; прочный и богато украшенный гроб с батистовыми простынями и подушками внутри; полное траурное облачение для всех наемных участников церемонии количеством больше десятка человек.

http://sh.uploads.ru/t/jUubX.jpg
memento mori

До начала девятнадцатого века в Великобритании господствовали небольшие захоронения вокруг церквей, а крупных кладбищ не существовало. Численность населения росла, и эти места стали настолько заполняемыми, что приходилось выкапывать частично сгнившие трупы, чтобы освободить место для новых.
На этих общих землях часто можно было увидеть фрагменты тел и погребальные саваны, вырытые из могил и чуть присыпанные. Страх перед распространением инфекционных заболеваний явился одним из мотивов для создания новых больших кладбищ за городской чертой для обеспечения более достойного места последнего упокоения граждан. Эти погосты были расположены в живописных местах, их старались сделать похожими на парки, где посетители могли бы прогуливаться вдоль длинных тенистых аллей.
http://s7.uploads.ru/t/Exm05.jpg
http://sf.uploads.ru/t/h9J4x.jpg

Хайгейтское кладбище

Вскоре после открытия новых кладбищ те превратились  посмертную  ярмарку тщеславия: обеспеченные родственники словно соревновались между собой в том, чье семейное надгробие будет богаче. Традиционные урны, бюсты усопших, колонны и скорбящие ангелы могли соседствовать рядом с мемориалами, сделанными в виде египетских обелисков и пирамид. Целомудренные классические надгробия чередовались с дикими готическими фантазиями.
Если раньше захоронения были под часовнями, то теперь огромные фамильные склепы возвышались на таких кладбищах. Но бедные слои населения, однако, чаще хоронились в общих могилах, рассчитанных, как правило, на четверых.
После похорон наступал период траура. Он был различен, в зависимости от родственных отношений, связывающих людей.
Ношение траурного платья было связано с глубоко укоренившимся суеверием, которое гласило, что  мертвые возвращаются. Когда потерявшие близкого человека родственники одевались в черное и женщины скрывали лицо под вуалью, то думали, что таким образом они будут невидимы для мертвых.
http://s3.uploads.ru/t/q3Upr.jpg

Воскресенье как праздничный день считался неподходящим для похорон, поэтому обеспеченные слои населения старались закончить все церемонии до этого дня. Бедняки и рабочие, напротив, хоронили своих покойников чаще всего в воскресенье, так как это был единственный свободный от работы день.

Период викторианства был последним в истории развития общества, когда культ смерти был уподоблен некоему празднованию. Многие кладбища викторианской эпохи были уничтожены, чтобы освободить место для парков или государственных жилищных проектов. Современные надгробные памятники уже не такие большие и богато украшенные, как те, что создавались веком раньше.

+1

4

Траурная мода

http://sh.uploads.ru/KfqMb.jpg

Основными цветами траура были черный и белый; последний был уместен по окончании первого и второго периодов траура. Несмотря на довольно строгие ограничения, прописанные этикетом и викторианской моралью, траурные одежды также подвергались тенденциям моды и были частью модной индустрии. В «золотой век» траурного культа (1860-е — 1890-е) процветали всевозможные магазины, специализирующиеся на траурных аксессуарах, и бюро ритуальных услуг. В то время как обеспеченные слои населения имели специальную одежду для разных периодов траура, причем в нескольких комплектах и с соответствующим набором аксессуаров, люди победнее были вынуждены красить в черный уже имеющуюся у них одежду; такие услуги предоставляли красильщики.
Известными магазинами траурной одежды были «Черный магазин» Питера Робинсона и магазин Джея, оба расположенные на Риджент-стрит. Трауру должны были соответствовать мельчайшие детали одеяния и все без исключения аксессуары — перчатки, головной убор, парасоль и так далее. Известна даже викторианская металлическая слуховая трубка, обшитая черной тканью по случаю траура, чтобы блеск металла не привлекал внимание.
http://s7.uploads.ru/mAVI3.jpg

Траур имел свои стадии, свои цвета и виды ткани для каждой стадии.
В 19 веке английская вдова пребывала в трауре чуть больше 2 лет. Полный траур длился 1 год и 1 день. Траурное платье не имело никаких украшений, на голове носилась вуаль из черного крепа, "вуаль слез", ее опускали на лицо, выходя из дома (естественно, маршрут был от дома до церкви и обратно).

http://s4.uploads.ru/1s5Eg.jpg
http://s4.uploads.ru/lu17x.jpg
Начало 1850-х

Следующие 9 месяцев - второй период траура - несли маленькие послабления в одежде: допускалась скромная отделка платья и появлялись траурные ювелирные украшения. Вуаль поднималась и завязывалась вокруг головы.
Потом шел полу-траур, который длился от 3 до 6 месяцев, платья и отделка шились из более изысканных тканей и потихоньку появлялся цвет.
Большой разницы между трауром женщин и мужчин не было, вдовцы носили траур 2 года, и единственное отличие - они могли ходить на работу.
Полный вдовий наряд в Англии в середине 19 века состоял из черного платья с простым воротником и широкими манжетами из белого муслина, бомбазиновой накидки (смесовая ткань из шелка и шерсти) и шляпки с траурной вуалью для выхода на улицу. Был еще специальный чепец, который носился дома.
http://s9.uploads.ru/rbTmW.jpg

Траурный креп делался из сильно скрученных шелковых ниток, которые обрабатывали клеем, получалась непрочная и даже вредная для здоровья ткань - на улицы дамы дышали через креп и мучились потом респираторными заболеваниями. Под дождем ткань съеживалась и практически распадалась.
Платья шились из ткани генриетта (на ощупь она напоминала кашемир) и мелроуз (полотно из Шотландии). Были даже специальные траурные носовые платки из французского полотна. Когда из Америки пришла мода на меха, вдовы тоже начали их носить, но им полагался только черный мех (черный каракуль был в большом ходу.)
Черный цвет читался как отсутствие света и жизни. Но не только черный цвет обозначал траур. Даже в полном трауре присутствовал белый цвет - в воротнике и манжетах. В полу-трауре женщина могла выбирать серый, фиолетовый, сиреневый, лиловый и лавандовый цвет в сочетании все с теми же белыми воротниками и манжетами.
http://s4.uploads.ru/Ya6bv.jpg
1870-е. К этому времени уже было налажено фабричное производство кружев, поэтому ими украшали все что только можно.

http://s3.uploads.ru/xvm9d.jpg

В конце викторианской эпохи темно-красный и бордовый цвета стали очень модными. А в тропиках (у Англии были многочисленные колонии) траурный наряд был белым, включая траурную вуаль на шляпке. Можно было носить и украшения, но они делались из недорогих материалов и именно при королеве Виктории стали популярны украшения из волос умерших. Это были не просто прядки или пара локонов, помещенных в медальон - это были искусные плетения, которые вставлялись в броши, браслеты, делали даже ожерелья из волос.

http://s5.uploads.ru/bNc6s.jpg
Украшения из волос

В период строгого траура украшения полностью запрещены, а для остальных периодов существовали специальные траурные украшения, изготавливавшиеся в соответствие с традицией. Траурные украшения не должны были быть яркими или блестящими, наиболее предпочтительными цветами, так же как и для всего образа, были черный и белый. Белый цвет, символизирующий невинность, был уместен в случае смерти ребенка или незамужней девушки. Наиболее популярными материалами для изготовления траурных украшений были: гагат и его дешевый заменитель — черное стекло, жемчуг, черная и белая эмаль, гранат глубокого винного цвета, а также волосы покойных и миниатюрные портреты. Золото и алмазы, как блестящие материалы, считались неподходящими для траура, однако изредка использовались. Заменой бриллиантов могла быть сталь, имитирующая огранку.

http://sf.uploads.ru/tkZcm.jpg
Траурная брошь из гагата, XIX в

Гагат был удобен не только благодаря своему цвету, но и относительной легкости, что позволяло создавать из него крупные украшения, которые при этом не обременяли женщину. В результате цена на изделия из гагата поднялась настолько, что они перестали быть доступны менее обеспеченным слоям общества, в связи с чем появились имитации гагата и его заменители — черное стекло (т.н. «французский черный янтарь»), окрашенный рог и др.

Помимо цвета траурные украшения должны были содержать какую-то деталь, намекающую на их предназначение: инициалы или портрет покойного, его волосы, скорбную надпись, изображение надгробия или иные символы — например, кисть руки (символ верности), голубки и сердечко (символы любви) в черном цвете означали верность и любовь к умершему.




по материалам retro_ladies

0


Вы здесь » BILL OF MORTALITY » Недобрая старая Англия © » Культ смерти и траура


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC